Новости

09 Ноября

"Провокация на уровне государства"

"У финнов есть Nokia, литовцы могут похвастаться тем, что сохранили флагманы своей промышленности, Эстония впереди по интернет–технологиям и созданию комфортных условий для инвесторов. А у Латвии есть языковая комиссия со своим главным политруком Антоном Курситисом. Это и есть наше промышленное, интеллектуальное ноу–хау. Ну в какой еще стране мира существует 6 категорий знания госязыка и аплиецибы о владении госязыком? При этом языковой экзамен нужно сдавать всем, кто учился не на латышском. Независимо от возраста и языковых способностей", — говорит депутат Рижской думы и руководитель общественной организации Prāta spēks Игорь Кузьмук.

— Говорят, что ваша организация Prāta spēks направила в сейм весьма интересные интеграционные инициативы…

— В кои–то веки власть обратилась к народу с призывом подавать свои предложения по сплочению общества. Автором призыва стала комиссия сейма по сплочению общества. Мы сразу же откликнулись, поскольку имеем богатый опыт в реальной интеграции — то бишь не на словах, а на деле. В частности, мы предложили организовать постоянные курсы латышского языка для взрослых. Вот уже более 10 лет такие бесплатные курсы проводила Prāta spēks, мы рады, что эту эстафетную палочку подхватила Рижская дума, в этом году наконец проснулись и центральные власти — им уже стало как–то неловко. Но госпрограммы по массовому обучению латышскому нет, поэтому мы и предложили принять подобную программу.

Также мы предложили сейму снизить минимум наполовину госпошлину на натурализацию.

Следующее наше предложение — последовать примеру Эстонии и компенсировать негражданам все расходы, связанные с подготовкой к натурализации. А именно — оплатить им (по предъявлении квитанции, разумеется) расходы на курсы латышского языка.

Еще одну интересную инициативу мы назвали "народный учитель". В Латвии очень много смешанных семей, и если, например, жена–латышка обучает своего русского мужа латышскому и он успешно сдает экзамен по языку или на натурализацию, то такая семья могла бы претендовать на поощрительный приз в размере 40–50 латов — столько в среднем стоят курсы латышского.

— И какой была реакция комиссии сейма?

— Мы отправили письмо ровно месяц назад, и с тех пор ни слуха ни духа. Видимо, депутаты столь заняты словесным сплочением общества, что им не до конкретных предложений от общественности. Да и потом, если представить, что все без исключения русскоязычные будут сносно владеть латышским и использовать его, то чем тогда займется наш Центр госязыка? Останется ему, видимо, одно — проверять, насколько нелатыши чисто говорят на госязыке.

Вообще мы живем в очень интересной стране, где самым известным чиновником является… главный языковой контролер! Видимо, Антонс Курситис почувствовал себя настолько могущественным, что не чурается, будучи обычным чиновником среднего звена, делать политические заявления. Мол, кто посмеет меня остановить или мне перечить? У нас создана целая языковая индустрия — с категориями владения латышским, с проверяющими, с экзаменационными комиссиями. Свое государство в государстве. Сколько языковедов заняты этим увлекательным процессом!

Убежден: вся эта языковая бюрократия страшно тормозит развитие экономики, развитие страны и, разумеется, препятствует сплочению, интеграции общества.
Вот недавно в интервью "Вести Сегодня" Курситис договорился до того, что, оказывается, в советское время латышей специально держали в школе 11 лет, чтобы мальчики не успели поступить в вузы и сразу же отправились в армию. Это, мол, была такая советская политика, чтобы как можно меньше латышей получали высшее образование. Большей ерунды даже трудно было придумать! Я говорил с первым замминистра просвещения Латвийской ССР, и она тоже была поражена подобным утверждением языкового цербера. В действительности в латышских школах учились 11 лет потому, что дополнительно в учебную программу латышских школ были включены уроки латышского языка и литературы. Эти предметы шли четыре раза в неделю, и чтобы латышские выпускники были конкурентоспособными и могли успеть освоить такую же школьную программу, что и их русские сверстники, среднее образование в латышских школах было растянуто еще на год. И это было не московское решение, а решение местных властей. При этом стоит напомнить, что все–таки костяк правительства ЛССР и ЦК Компартии Латвии составляли национальные кадры.

— Если верить кандидату в мэры Риги от Visu Latvijai! Байбе Броке, то столица скоро станет латышской.

— Когда в стране с 40% нетитульного населения я слышу разговоры о "латышской Латвии", то у меня возникает только одна аналогия — с Германией 30–х годов. В многонациональной Латвии и Риге тотальную "латышскую среду" можно устроить только путем насильственной ассимиляции или выселения инородцев. Это прекрасно понимают и авторы подобных идей о латышской Латвии. Отсюда вывод: подобные призывы — это явная провокация, чтобы постоянно держать людей в напряжении и отвлекать от насущных проблем. Поскольку националы уже не маргинальные политики, а часть правящей элиты, то можно говорить о государственной провокации. Во всяком случае, я пока не слышал, чтобы президент, премьер или спикер сейма одернули своих партнеров по коалиции и напомнили им хотя бы про конституцию, в которой говорится о латвийской, а не о латышской Латвии.

Самое печальное, что за 20 лет народ так и не прозрел и многие по–прежнему покупаются на эти провокации.

— Но едва ли в Риге националистические лозунги получат поддержку…

— Я как депутат Рижской думы каждую неделю принимаю десятки посетителей — ко мне на прием приходят как нелатыши, так и латыши. И они поддерживают политику "Центра согласия" в Риге, люди видят, что мы не болтаем, а работаем, выполняем то, что обещали перед выборами. Рассчитываем на победу в Риге, хотя теперь ни в чем нельзя быть уверенными. Мы видим, что Центризбирком уже взял на себя роль судьи, причем конституционного судьи. Не понравятся ЦИК итоги выборов, она возьмет их и не признает! Латвия ведь сейчас идет по пути сворачивания демократических процедур — как раз сегодня сейм проголосовал за то, что начиная с 2015 года для запуска процедуры референдума нужно будет собрать сразу же 154 000 подписей. Это значит, что референдумов с 2015 года в Латвии не будет.

Vesti.lv

Другие новости